
Рост электронной коммерции прямая угроза food-ритейлу в Европе
Пандемия ковида на 5 лет ускорила в Европе переход розничной торговли продуктов в онлайн-сферу. В пятёрке ведущих европейских стран на долю электронной коммерции приходится от 3% до 11% розничного продовольственного рынка. Однако при этом традиционная торговля несёт убытки до 13,6 млрд. евро при росте онлайн-продаж на каждый процент.
Из-за того, что люди вынужденно сидят дома из-за ограничений по пандемии они стали чаще заказывать всё необходимое через интернет, в том числе и продукты питания. В 2020 в Евросоюзе продажа продуктов через интернет увеличилась на 5,3% и в 2021 году в этой сфере сохраняется положительная тенденция. Несмотря на то, что контроль за пандемией установлен во многих странах, люди действуют по новой привычке закупаться онлайн и отказываться от неё не собираются.
Проблемы розничной торговли от онлайн-продаж
1. Повышается конкуренция среди ритейлеров. Упор делается ни на доступные цены, а на комфортность обслуживания клиента. Компании не освоившие онлайн-торговлю совсем или в достаточной степени теряют клиентов и прибыль.
2. Снижается прибыльность от торговли продовольствием, независимо от способа доставки заказа - курьерской или самовывоза.
В силу особенностей онлайн-торговли в конечные затраты по доставки заказа не включаются некоторые расходы. В Европе в 2020 году чистая прибыль продуктовых ритейлеров составляла 3,7%. При большем уходе торговли в онлайн маржа может упасть до 0, а то и до -5%, что в свою очередь приведёт к убыткам от 500 млн. до 1,2-1,9 млрд. евро.
В зависимости от структур рынка страны будут испытывать разные проблемы в сфере онлайн-торговли продуктами. Наибольшему риску подвержены Великобритания и Франция.
В этих странах сильно развита онлайн-торговля, у них высокая рыночная концентрация, доминируют сильные игроки - супермаркеты и гипермаркеты, которые на ранних стадиях уверенно освоили электронную коммерцию.
В Германии рынок онлайн-торговли ни так развит, игроки не спешат увеличивать онлайн-продажи. Особенно это касается дискаунтеров, доля которых составляет 35%. В других европейских государствах эта цифра равна 10-15%.
В Италии и Испании рынок онлайн-торговли не однороден. На нём присутствуют как отечественные крупные и мелкие компании, так и иностранные. Оборот электронной коммерции до 2020 года был относительно невелик. Но в 2020 году он вырос на 60-65%.
Дальнейшая стратегия ритейлеров побудит их к пересмотру программ своего развития.
1. Для увеличения онлайн-торговли будет адаптирован ассортимент и изменён вектор инвестиций. Онлайн-торговля станет прямым конкурентом супермаркетам и гипермаркетам, так как в обеих формах торговли предлагается наиболее больший список товаров. Это может привести к оттоку покупателей, уменьшению торговых площадей или полному закрытию подобных магазинов, а в итоге к потере прибыли.
2. Перенаправление инвестиций в онлайн-продажи, для обеспечения прибыльности на уровне физической торговли или выше. В пандемию выросли мощности для обслуживания клиентов. В привычной спокойной обстановке будет уделено больше внимания грамотному планированию и увеличению рентабельности. Такие изменения потребуют пересмотр существующей логистики, освоению новых решений и технологий.
3. Рост партнёрских соглашений между продовольственными ритейлерами и компаниями в сфере пищевых технологий.
К таким можно отнести:
- специализирующихся на доставке еды;
- предоставляющие персональные услуги покупателю в подборе и доставке продуктов домой;
- со сверхбыстрой доставкой, но, как правило, с ограниченным ассортиментом;
- оказывающие логистические услуги, предлагающие полный комплект необходимого в этой сфере - от программного обеспечения до складского оборудования.
Несмотря на некоторые минусы в развитии онлайн-продаж, плюсов в этом всё же гораздо больше и тенденция по переходу торговли в интернет будет только продолжаться и развиваться. Компании, не желающие связываться с онлайн-торговлей или недостаточно уделяющие этому внимание, в конечном итоге рискуют потерять как покупателей, так и прибыль.
Последние новости

Уход ряда брендов с рынка, разрывы многих торговых связей, активное развитие параллельного импорта, значительные изменения всей отрасли – завершился самый непредсказуемый год за последние пару десятилетий.

Аналитики провели исследования потребительского спроса в несетевых магазинах формата «у дома» и минимаркетах за год с декабря 2021 года по ноябрь прошлого. Таким образом определились лидеры: молоко 3,2%, газировка и светлое пиво, нарезной батон и мороженое в вафельном стаканчике. Это если говорить в общем за 12 месяцев.

Новый год - время загадывать желания и время исполнять их. В эти предновогодние дни разве не чудо - подарить праздник тем, кто в нем особенно нуждается.

Покупательское поведение в последние пару лет кардинально поменялось из-за экономической ситуации в стране и в мире, многие ритейлеры отмечают падение спроса и резкий переход к цифровым технологиям, а еще люди стали меньше выбрасывать продукты.

Президент России Владимир Путин подписал закон, теперь всем продуктовым ритейлерам и их управляющим компаниями доступно неограниченное расширение на территории региона, если при этом скупаются площади и мощности, принадлежащие ушедшим с рынка компаниям. Что это значит для нашей экономики и для оптовых и розничных магазинов?

Очень много специалистов: начиная от курьеров, заканчивая мерчандайзерами и маркетологами, могут работать с магазинами в статусе самозанятого.

Каждый сотрудник «в полях» простраивает свой маршрут самостоятельно, или при помощи супервизора. Это долго и часто не настолько эффективно, как хотелось бы.

По данным Минпромторга к концу года объем параллельного импорта дойдет до $16 млрд. Многие считают, что такой импорт создает проблемы по выявлению контрафакта и по борьбе с ним.
на наши новости