
Рост электронной коммерции прямая угроза food-ритейлу в Европе
Пандемия ковида на 5 лет ускорила в Европе переход розничной торговли продуктов в онлайн-сферу. В пятёрке ведущих европейских стран на долю электронной коммерции приходится от 3% до 11% розничного продовольственного рынка. Однако при этом традиционная торговля несёт убытки до 13,6 млрд. евро при росте онлайн-продаж на каждый процент.
Из-за того, что люди вынужденно сидят дома из-за ограничений по пандемии они стали чаще заказывать всё необходимое через интернет, в том числе и продукты питания. В 2020 в Евросоюзе продажа продуктов через интернет увеличилась на 5,3% и в 2021 году в этой сфере сохраняется положительная тенденция. Несмотря на то, что контроль за пандемией установлен во многих странах, люди действуют по новой привычке закупаться онлайн и отказываться от неё не собираются.
Проблемы розничной торговли от онлайн-продаж
1. Повышается конкуренция среди ритейлеров. Упор делается ни на доступные цены, а на комфортность обслуживания клиента. Компании не освоившие онлайн-торговлю совсем или в достаточной степени теряют клиентов и прибыль.
2. Снижается прибыльность от торговли продовольствием, независимо от способа доставки заказа - курьерской или самовывоза.
В силу особенностей онлайн-торговли в конечные затраты по доставки заказа не включаются некоторые расходы. В Европе в 2020 году чистая прибыль продуктовых ритейлеров составляла 3,7%. При большем уходе торговли в онлайн маржа может упасть до 0, а то и до -5%, что в свою очередь приведёт к убыткам от 500 млн. до 1,2-1,9 млрд. евро.
В зависимости от структур рынка страны будут испытывать разные проблемы в сфере онлайн-торговли продуктами. Наибольшему риску подвержены Великобритания и Франция.
В этих странах сильно развита онлайн-торговля, у них высокая рыночная концентрация, доминируют сильные игроки - супермаркеты и гипермаркеты, которые на ранних стадиях уверенно освоили электронную коммерцию.
В Германии рынок онлайн-торговли ни так развит, игроки не спешат увеличивать онлайн-продажи. Особенно это касается дискаунтеров, доля которых составляет 35%. В других европейских государствах эта цифра равна 10-15%.
В Италии и Испании рынок онлайн-торговли не однороден. На нём присутствуют как отечественные крупные и мелкие компании, так и иностранные. Оборот электронной коммерции до 2020 года был относительно невелик. Но в 2020 году он вырос на 60-65%.
Дальнейшая стратегия ритейлеров побудит их к пересмотру программ своего развития.
1. Для увеличения онлайн-торговли будет адаптирован ассортимент и изменён вектор инвестиций. Онлайн-торговля станет прямым конкурентом супермаркетам и гипермаркетам, так как в обеих формах торговли предлагается наиболее больший список товаров. Это может привести к оттоку покупателей, уменьшению торговых площадей или полному закрытию подобных магазинов, а в итоге к потере прибыли.
2. Перенаправление инвестиций в онлайн-продажи, для обеспечения прибыльности на уровне физической торговли или выше. В пандемию выросли мощности для обслуживания клиентов. В привычной спокойной обстановке будет уделено больше внимания грамотному планированию и увеличению рентабельности. Такие изменения потребуют пересмотр существующей логистики, освоению новых решений и технологий.
3. Рост партнёрских соглашений между продовольственными ритейлерами и компаниями в сфере пищевых технологий.
К таким можно отнести:
- специализирующихся на доставке еды;
- предоставляющие персональные услуги покупателю в подборе и доставке продуктов домой;
- со сверхбыстрой доставкой, но, как правило, с ограниченным ассортиментом;
- оказывающие логистические услуги, предлагающие полный комплект необходимого в этой сфере - от программного обеспечения до складского оборудования.
Несмотря на некоторые минусы в развитии онлайн-продаж, плюсов в этом всё же гораздо больше и тенденция по переходу торговли в интернет будет только продолжаться и развиваться. Компании, не желающие связываться с онлайн-торговлей или недостаточно уделяющие этому внимание, в конечном итоге рискуют потерять как покупателей, так и прибыль.
Последние новости

Глубокая трансформация российского потребительского рынка меняет и потребительское поведение, которое, в свою очередь, зависит от специфики форматов и каналов продаж. На главной пленарной дискуссии выставки продуктов питания WorldFood Moscow – 2024 эксперты крупнейших FMCG-ритейлеров пытались ответить на вопрос, кто же он, современный покупатель розничных торговых сетей?

В 2024 году на российском рынке ритейла не наблюдалось тектонических сдвигов, однако произошло несколько заметных событий

Специалисты «Руспродсоюза» подсчитали, что стоимость продуктов для новогоднего стола составит как минимум 8 100 рублей.

В России стартовал первый этап обязательной маркировки рыбных консервов, направленный на борьбу с нелегальным рынком и повышение прозрачности цепочки поставок.

По данным специалистов, стоимость логистики для коммерческих предприятий в среднем выросла на 29,7% по сравнению с предыдущим годом.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и российские маркетплейсы начали реализацию пилотного проекта, направленного на донастройку систем внутреннего контроля и оперативный обмен информацией с налоговыми органами.

В настоящий момент импортные товары, которые россияне заказывают в интернет-магазинах, не облагаются налогом в России.

С 1 января 2025 года новые ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5% и 7% должны быть указаны в кассовых чеках организаций и предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, в соответствии с нормами Федерального закона № 176-ФЗ.
на наши новости