Отправить заявку Перезвоните мне
Воронеж Тамбов Липецк Курск Орел

Растительное мясо теряет популярность

Первопроходцем в технологии растительного мяса считается калифорнийская компания Beyond Meat. Её выход на массовый рынок произошёл в 2019 году, когда она вышла на NASDAQ. На старте акции амбициозного стартапа купили такие знаменитости, как Леонардо Ди Каприо и Билл Гейтс, что вызвало бурную реакцию на бирже. 

Примечательно, что спустя несколько месяцев после покупки акций Beyond Meat Билл Гейтс, ярый сторонник альтернативного мяса и основатель Microsoft, под шумок продал их, заработав на 10-кратном росте стоимости бумаг. В день выхода набиржу акции Beyond Meat подскочили на 163%, а саму компанию оценили в 3,8 миллиарда долларов, что сделало IPO самым успешным с момента мирового финансового кризиса 2008 года.

Сам Гейтс в публичных выступлениях остался верен идее искусственного мяса как будущего заменителя настоящей говядины, свинины и курятины. Уже в конце 2019 года акции Beyond Meatзаметно просели, что свойственно многим «силиконовым» стартапам, выстрелившим в первый раунд торгов на бирже. Однако к концу 2020 года растительные котлеты и колбаски под брендом Beyond Meat продавались в 122 тысячах точек в 80 странах мира (включая магазины, маркетплейсы и рестораны).

Пандемия COVID-19 сильно подпортила планы Beyond Meat. Ставка на общепит не сыграла из-за закрытых на карантин ресторанов (бренд сотрудничал с McDonald’s, Burger King и KFC): в IV квартале 2020 года чистая выручка от этого канала упала в годовом выражении на 54%. Однако розничный канал сумел компенсировать коронавирусные ограничения и продемонстрировал рост на 85%. Всего за 2020 год чистая выручка Beyond Meat выросла на 36,6%. 

Второй год пандемии, 2021-й, компания Beyond Meat встретила спроблемами. Выручка в первом квартале оказалась ниже прогнозов,что привело к падению акций на 10%. Бизнес компании пострадал из-за локдаунов, которые привели к закрытию ресторанов и снижению эффективности розничных продаж в качестве компенсации убытков.

По итогам года чистая выручка бренда выросла лишь на 14,2%. После этого выручка Beyond Meat начала стремительно сокращаться: на 20,6% за 2022 год и на 7,8% за 2023-й. Единственным исключением стал IV квартал 2023 года, когда прибыль неожиданно превзошла ожидания рынка, и акции компании в моменте подскочили на 106%. Однако уже в следующем квартале выручка продолжила падение на18% год к году, сохраняя нисходящий тренд.

На США приходится 60% выручки Beyond Meat, и именно на американском рынке компания терпит основные убытки. Ритейл-выручка снизилась на 34%, а общепит-выручка — на 26,9%. В то жевремя на зарубежных рынках наблюдается рост выручки на 1% и 40%соответственно.

Такая же ситуация наблюдается у конкурентов Beyond Meat, такихкак Impossible Foods и Quorn Foods. Это связано с общим падением популярности растительного мяса в США. За 2023 год продажи альтернативного мяса сократились на 12% в денежном выражении и на 19% в натуральном.

Однако есть и лояльное ядро потребителей, которое продолжает использовать продукты этой категории. Около 13% американцев едят альтернативное мясо хотя бы раз в неделю, 12% — минимум раз в месяц, а 11% — хотя бы раз в год. Это порядка 30 млн человек,которые, вероятно, продолжат использовать продукты этой категории в будущем.

В то же время 51% взрослого населения США никогда не пробовали мясные продукты растительного происхождения. Главные причины отказа от растительного мяса для рядового американца — высокие цены и далёкий от идеала вкус. Потребители открыты для повторных покупок, если заменители мяса будут более точно соответствовать вкусу и текстуре натурального мяса.

В Европе финансирование компаний, производящих растительную продукцию, выросло на 74% в 2023 году, достигнув 584 млрд долларов, что составляет половину мировых инвестиций в эту отрасль. В Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании с2019 по 2023 год потребление растительных продуктов вне дома увеличилось на 48%. Интерес к альтернативному мясу объясняется заботой об устойчивом развитии и здоровье.

В России интерес к заменителям мяса начал угасать после кратковременного всплеска. Проблемы с курсом рубля,регуляторами, санкциями и уходом западных компаний негативно сказались на продажах. Крупных прорывов в производстве искусственного мяса не произошло, и будущее этой категории в России остаётся неопределённым, учитывая, что только 1% населения называет себя вегетарианцами.

Последние новости

Подпишитесь

на наши новости

Стать партнером

Перезвоните мне

Политика конфиденциальности