
Растительное мясо теряет популярность
Первопроходцем в технологии растительного мяса считается калифорнийская компания Beyond Meat. Её выход на массовый рынок произошёл в 2019 году, когда она вышла на NASDAQ. На старте акции амбициозного стартапа купили такие знаменитости, как Леонардо Ди Каприо и Билл Гейтс, что вызвало бурную реакцию на бирже.
Примечательно, что спустя несколько месяцев после покупки акций Beyond Meat Билл Гейтс, ярый сторонник альтернативного мяса и основатель Microsoft, под шумок продал их, заработав на 10-кратном росте стоимости бумаг. В день выхода набиржу акции Beyond Meat подскочили на 163%, а саму компанию оценили в 3,8 миллиарда долларов, что сделало IPO самым успешным с момента мирового финансового кризиса 2008 года.
Сам Гейтс в публичных выступлениях остался верен идее искусственного мяса как будущего заменителя настоящей говядины, свинины и курятины. Уже в конце 2019 года акции Beyond Meatзаметно просели, что свойственно многим «силиконовым» стартапам, выстрелившим в первый раунд торгов на бирже. Однако к концу 2020 года растительные котлеты и колбаски под брендом Beyond Meat продавались в 122 тысячах точек в 80 странах мира (включая магазины, маркетплейсы и рестораны).
Пандемия COVID-19 сильно подпортила планы Beyond Meat. Ставка на общепит не сыграла из-за закрытых на карантин ресторанов (бренд сотрудничал с McDonald’s, Burger King и KFC): в IV квартале 2020 года чистая выручка от этого канала упала в годовом выражении на 54%. Однако розничный канал сумел компенсировать коронавирусные ограничения и продемонстрировал рост на 85%. Всего за 2020 год чистая выручка Beyond Meat выросла на 36,6%.
Второй год пандемии, 2021-й, компания Beyond Meat встретила спроблемами. Выручка в первом квартале оказалась ниже прогнозов,что привело к падению акций на 10%. Бизнес компании пострадал из-за локдаунов, которые привели к закрытию ресторанов и снижению эффективности розничных продаж в качестве компенсации убытков.
По итогам года чистая выручка бренда выросла лишь на 14,2%. После этого выручка Beyond Meat начала стремительно сокращаться: на 20,6% за 2022 год и на 7,8% за 2023-й. Единственным исключением стал IV квартал 2023 года, когда прибыль неожиданно превзошла ожидания рынка, и акции компании в моменте подскочили на 106%. Однако уже в следующем квартале выручка продолжила падение на18% год к году, сохраняя нисходящий тренд.
На США приходится 60% выручки Beyond Meat, и именно на американском рынке компания терпит основные убытки. Ритейл-выручка снизилась на 34%, а общепит-выручка — на 26,9%. В то жевремя на зарубежных рынках наблюдается рост выручки на 1% и 40%соответственно.
Такая же ситуация наблюдается у конкурентов Beyond Meat, такихкак Impossible Foods и Quorn Foods. Это связано с общим падением популярности растительного мяса в США. За 2023 год продажи альтернативного мяса сократились на 12% в денежном выражении и на 19% в натуральном.
Однако есть и лояльное ядро потребителей, которое продолжает использовать продукты этой категории. Около 13% американцев едят альтернативное мясо хотя бы раз в неделю, 12% — минимум раз в месяц, а 11% — хотя бы раз в год. Это порядка 30 млн человек,которые, вероятно, продолжат использовать продукты этой категории в будущем.
В то же время 51% взрослого населения США никогда не пробовали мясные продукты растительного происхождения. Главные причины отказа от растительного мяса для рядового американца — высокие цены и далёкий от идеала вкус. Потребители открыты для повторных покупок, если заменители мяса будут более точно соответствовать вкусу и текстуре натурального мяса.
В Европе финансирование компаний, производящих растительную продукцию, выросло на 74% в 2023 году, достигнув 584 млрд долларов, что составляет половину мировых инвестиций в эту отрасль. В Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании с2019 по 2023 год потребление растительных продуктов вне дома увеличилось на 48%. Интерес к альтернативному мясу объясняется заботой об устойчивом развитии и здоровье.
В России интерес к заменителям мяса начал угасать после кратковременного всплеска. Проблемы с курсом рубля,регуляторами, санкциями и уходом западных компаний негативно сказались на продажах. Крупных прорывов в производстве искусственного мяса не произошло, и будущее этой категории в России остаётся неопределённым, учитывая, что только 1% населения называет себя вегетарианцами.
Последние новости

Федеральная антимонопольная служба России сообщила о важных изменениях в правилах оплаты скоропортящихся продуктов торговыми сетями. Ранее торговые сети должны были оплачивать поставленные продукты со сроком годности менее 10 дней в течение 8 рабочих дней с момента их получения.

С 1 марта 2025 года в России начался второй этап обязательной маркировки рыбных консервов, который затрагивает предприятия малого бизнеса.

Анализ рынка молочной продукции показывает значительные изменения в структуре продаж и ассортименте.

Анализ показателей прошедшего Киберпонедельника, который проходил с 27 по 29 января, демонстрирует интересную динамику рынка электронной коммерции.

По данным за январь-ноябрь 2024 года, объем закупок достиг 4000 тонн, что втрое превышает показатели аналогичного периода предыдущего года.

Глубокая трансформация российского потребительского рынка меняет и потребительское поведение, которое, в свою очередь, зависит от специфики форматов и каналов продаж. На главной пленарной дискуссии выставки продуктов питания WorldFood Moscow – 2024 эксперты крупнейших FMCG-ритейлеров пытались ответить на вопрос, кто же он, современный покупатель розничных торговых сетей?

В 2024 году на российском рынке ритейла не наблюдалось тектонических сдвигов, однако произошло несколько заметных событий

Специалисты «Руспродсоюза» подсчитали, что стоимость продуктов для новогоднего стола составит как минимум 8 100 рублей.
на наши новости