
Как меняется ритейл в борьбе за покупателя
Ритейл активно борется за покупателя, используя различные методы.
Производители товаров массового потребления и торговые компании вынуждены адаптироваться к текущим рыночным условиям и быстро менять свои стратегии.
Один из важных трендов - значительный рост магазинов в формате жестких дискаунтеров (магазинов самообслуживания с широким ассортиментом товаров повседневного спроса по низким ценам). Эти магазины отличает простое оформление торгового зала с продукцией, выставленной на поддонах, минимальный ассортимент и минимальное количество персонала. Сети жестких дискаунтеров стали ключевыми и объемными клиентами для многих производителей и поставщиков, особенно в отношении товаров с долгим сроком хранения.
Еще одна заметная тенденция – рост продаж собственных торговых марок (СТМ) в крупных сетях. Этот рост обусловлен рядом факторов. Во-первых, рублевые продажи СТМ растут из-за повышения их цен. В среднем, товары СТМ дорожают сильнее, чем брендовые товары производителей. Во-вторых, натуральный рост продаж СТМ связан с перераспределением спроса с более дорогих брендовых товаров на более доступные СТМ. Маржинальность собственных торговых марок (СТМ) не всегда выше маржинальности товаров поставщиков, особенно если учесть затраты сетей на продвижение. Большинство СТМ относятся к товарам “первой цены” с низкой доходностью, потому спрос естественным образом смещается в их сторону. Это снижает маржу, вынуждая розничные сети искать способы экономии на затратах.
В такой ситуации сети стоят перед выбором: следовать за покупательским спросом, увеличивая количество СТМ, или же, наоборот, сократить долю СТМ в ассортиментной матрице для поддержания нормы прибыли.
Еще одна заметная тенденция в поведении сетевых ритейлеров - они продолжают борьбу за покупателей с помощью промоакций, хотя маржа снижается. При этом множество иностранных поставщиков - крупных держателей рекламных бюджетов - покинули российский рынок в 2022 году.
Это усилило давление торговых сетей на оставшихся поставщиков, чтобы увеличить количество рекламных мероприятий. Акции эффективны, когда у потребителей есть деньги на спонтанные покупки и возможность совершать избыточные покупки. Однако сейчас наблюдается обратная ситуация: потребители не хотят делать много покупок даже по акционным ценам. Снижение покупательского спроса снижает эффективность промоакций. В условиях сокращающегося рынка увеличение доли акций еще больше снижает маржу. Однако без акций не обойтись.
Можно порекомендовать проведение небольшого количества “супер-акций” с большими скидками для привлечения покупателей (анонсы в СМИ, соцсетях, наружная реклама) или регулярное проведение акций на товары основной корзины со средними скидками. “Промо с условиями” также поможет сохранить маржу. Например, скидки при покупке определенного количества товара (“3+1”, “три по цене двух” и т.д.), скидки на сопутствующие товары или услуги.
Последние новости

В последнее время майонезная индустрия в России показывает впечатляющие результаты развития. Отечественные производители активно увеличивают объёмы выпуска популярного соуса, что напрямую связано с неугасающим интересом потребителей к этому продукту.

Торговая марка «Vegetelle» стала официальным участником фестиваля «Угли-мугли»

С 1 сентября 2025 года в России начинается новый этап в развитии системы контроля товаров. В этот период вводится обязательная маркировка для нескольких важных категорий продукции, включая детские товары, кондитерскую продукцию и строительные материалы.

В сфере пищевой промышленности назревает серьезный конфликт между производителями и регуляторами. Отраслевые ассоциации «Союзмолоко», «Русбренд» и «Руспродсоюз» выразили серьезную озабоченность по поводу планируемых изменений в закон о стандартизации.

В период активного использования грилей (гриль-сезон) доля онлайн-покупок составляет всего 5-7% от общего объема продаж. Такой низкий показатель обусловлен несколькими факторами, влияющими на покупательское поведение в этой категории товаров.

Такой значительный рост затрагивает все категории продуктов питания и существенно влияет на потребительский бюджет.

Законопроект о введении обязательного указания торговой наценки на ценниках продуктов питания может быть внесен в Государственную Думу. Инициатива направлена на повышение прозрачности ценообразования и защиту прав потребителей.

Масштабное исследование было проведено сервисом «Супермаркеты» от «Т-Банка» в сотрудничестве с аналитическим проектом T-Data. В ходе работы специалисты проанализировали покупки по наиболее востребованным категориям продуктов питания.
на наши новости