Отправить заявку Перезвоните мне
Воронеж Тамбов Липецк Курск Орел

Эффект Covid этапы поведения рынка.

Результаты исследования показывают, что само явление COVID вызывает тревогу у 77% покупателей. Но если рассматривать не саму пандемию, а ее экономические последствия, количество людей, выражающих серьезную обеспокоенность, увеличится до 91%.

Эффект Covid этапов поведения рынка.

В условиях нагрянувшего коронакризиса рынок разделился на 3 этапа поведения:

1) паника;

2) адаптация;

3) возврат к норме.

Однако, нельзя исключать возможность появления новых этапов. Для того, чтобы тактика рыночного поведения производителей и ритейлеров соответствовала реальной конъюнктуре рынка, необходимо осознавать специфику каждого этапа.

Основные фазы кризиса:

1. Фаза паники. Вырос спрос на бакалею, кондитерские изделия, бытовую химию. Отметим, что категории товаров были уникальны в каждой стране. Так, в России продажи хозяйственного мыла росли двузначными темпами, в то время как в Италии лидер прироста - жидкое мыло. Настоящим вызовом фазы паники для ритейлеров стали 2 недели с 16 марта по 29 марта. Именно тогда рынок показал свой максимальный темп роста (+116%), а первичной необходимостью было обеспечение покупателей запасами продовольствия и товаров личной гигиены.

2. Фаза адаптации. Категории повышенного спроса: влажные салфетки, одноразовые перчатки, консервированное мясо (рост в 2 раза). Наиболее пострадавшей категорией оказались средства для макияжа (снижение в 2 раза). В целом, в 2 недели с 20 апреля по 3 мая россияне начали адаптироваться к новым реалиям рынка. Рост FMCG в этот временной период – 97%.

3. Фаза новой нормальности. Первый вызов этой фазы – разработка новых элементов дифференциации, нового ассортимента, цен, упаковки. Пример – тренд на «даунсайзинг» - уменьшение размера упаковки. Маленькая упаковка позволяет покупателю купить сэкономить, а производителю – сохранить объем продаж. Второй вызов – повышение роли коммуникации с покупателями. Правильно выстроенная обратная связь позволит оперативно реагировать на изменение спроса, покупательских настроений, а также стимулирует долгосрочную лояльность.

Категории продуктов в период коронакризиса были поделены на:

  • панические с краткосрочным эффектом (туалетная бумага, бумажные салфетки)
  • панические с долгосрочным эффектом (мыло, санитайзеры, товары личной гигиены)
  • товары для снятия стресса (шоколад, печенье, чипсы, вино)
  • товары для самостоятельного приготовления пищи (овощи, макароны, рис)
  • товары, интерес к которым был катастрофически снижен самоизоляцией (товары для макияжа, бритвы, игристое вино)

Заслуживает внимание снижение интереса к игристым винам, при увеличении интереса к обыкновенным. Злую шутку сыграло позиционирование игристых вин как неотъемлемой части праздника, которых во время самоизоляции фактически не существовало. Также, заметную роль играет повышение потребительского интереса к тренду «готовлю дома». Он неотъемлемо связан с закрытием сегмента HoReCa. Тренд актуален и по сей день, так как отражает желание одной части людей оставаться дома, а другой – более экономично расходовать ресурсы на питание.

Последние новости

Подпишитесь

на наши новости

Стать партнером

Перезвоните мне

Политика конфиденциальности