Отправить заявку Перезвоните мне
Воронеж Тамбов Липецк Курск Орел

Ритейл 2020. Итоги

Ушедший 2020 год для всех выдался весьма богатым на события, причём в большинстве своём со знаком минус. Новости о розничном рынке были не самыми разнообразными и не всегда радостными: локдаун, пандемия, введение маркировки, небывалый рост онлайн торговли. Напомним лишь самые основные моменты ритейла 2020.

В январе президент принял отставку правительства во главе с премьером Дмитрием Медведевым. В это же время Путин направил послание Федеральному собранию, где озвучил намерения по изменению Конституции РФ. Тогда же рубль резко снизился по отношению к доллару и евро.

По итогам 2019 года лидерами стали торговые сети X5 Retail Group и «Магнит», а «Светофор» впервые вошёл в 10 и занял 3 место.

«Магнит» стал пионером по внедрению цифровой формы договора с поставщиками, что значительно сократило время сверки документов - с 40 до 2 минут.

«Л’Этуаль» стала владельцем 90% уставного капитала «Табер Трейд», которая активно развивает сеть «Подружка».

Аркадий Новиков и Антон Пинский приобрели сеть элитных гастрономов «Глобус Гурмэ».

В феврале в результате плохих новостей о распространении COVID по всей стране в разы выросли цены в рознице на медицинские маски. В основном негативные новости были о Китае, об отказе некоторых российских ритейлеров сотрудничать с китайскими производителями, закупать у них продукцию. Были разговоры об утрате Китаем статуса надёжного поставщика, о превращении его в мировую проблему. В связи с этим отечественный бизнес стал всерьёз искать альтернативные предложения по закупке сырья и продукции в других странах.

Для борьбы с вирусом московские власти стали регулярно проводить дезинфекцию мест массового посещения людей, а также общественный транспорт и такси. Всем ритейлерам, таким как «Пятерочка», «ВкусВилл», «М.Видео» и другим Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством было предписано на постоянной основе дезинфекция торговых площадей, центров, чтобы резко снизить, а по возможности и исключить вероятность распространения эпидемии коронавируса. У онлайн-ритейлеров «Утконос», Wildberries и goods.ru резко повысились объёмы заказов на продукты длительного хранения, а также на бытовую химию, чистящие средства и средства личной гигиены.

DNS анонсировал «Квартет вкусов» - сеть продуктовых магазинов.

На ряд товаров, таких как табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежду, постельное бельё, молочную продукцию, фототовары правительство решило не вводить обязательную маркировку.

Введённая в марте обязательная маркировка на обувь, после нескольких дней работы была перенесена на 1 июля.


«Лента» в своих магазинах защитила своих работников, установкой экранов на кассах и информационных стойках

В связи с резким спросом онлайн покупок ритейлеры значительно увеличили штат сотрудников: iGooods в 2,6 раза, Wildberries объявил о наборе 3,5 тысяч новых работников, а «СберМаркет» решил довести численность сборщиков заказов и курьеров до 10 тысяч человек.

Lamoda и KupiVip стали FMCG-маркетплейсами, значительно расширив ассортимент товаров, в которые вошли и продукты: макаронные изделия, чай, крупы, а также товары первой необходимости. Lamoda к тому же освоила бесконтактную доставку заказов.

«Связной» решил озаботиться здоровьем своих сотрудников, застраховав их от заболеванием COVID.

Путин указом разрешил онлайн торговлю безрецептурных лекарств и объявил с 28 марта по 5 апреля нерабочими днями.

От плана ввести в апреле маркировку молочной продукции решили отказаться и перенести её на 2021 год.

В Москве был введён обязательный пропускной режим с одновременным ограничение работы ряда предприятий.

Президент Путин констатировал снижение более чем на 35% объём розничной торговли.

«Лента» открыла свою сеть онлайн-магазинов, Metro форсировало введение услуги доставки из магазинов и ресторанов. Также к доставке продуктов на дом подключились сети Cofix и «Ашан».

Маркетплейсом стал онлайн-магазин «Всеинструменты.ру», Hoff запустила «Домашний маркетплейс». Бесконтактно доставлять технику решили «Эльдорадо» и «Яндекс.Такси».

«Дикси» внедрила свою экспресс-доставку. X5 Retail Group в Москве организовала быструю доставку товаров из сети «Перекресток».

В I квартале 2020 года «СберМаркет» пятикратно поднял свой оборот, доведя его до ё1,5 млрд. рублей.

Появилась АТКР - ассоциация технологических компаний в ритейле.

6 недель почти вся страна не работала. Этот период завершился в мае. Президент заявил о поддержке семей с детьми в виде денежных выплат, а ИП, малые и средние предприятия, понёсшим значительные убытки от локдауна, освобождаются от налоговых платежей за II квартал 2020 года.

На юго-востоке Москвы «Пятерочка» открыла 7 дарксторов - сервисы для сборки и доставки курьерами заказов.

Компании активно осваивали онлайн-торговлю, причём ни только федерального уровня, но и местного значения, такие как «Красный Яр».

Wildberries стала одним из крупнейших доставщиков продуктов питания.

СП Сбербанка и Mail.ru Group приобрели сервис «Самокат», специализирующийся на доставке продуктов.

За рубежом, в Амстердаме был открыт первый магазин «ВкусВилл».

В апреле 2020 года на 23,4% упал объём розничной торговли по сравнению с показателями годичной давности.

Мэр Москвы в июне снял запрет на работу торговых центров, ресторанов, кафе и фитнес-клубов.

За период локдауна только в центре Москвы закрылось более сотни магазинов и кафе.

Те заведения общепита, кто сумел выжить, сделали это за счёт доставки готовых блюд. К системе Delivery Club в июне было подключено более 20 тысяч ресторанов.

«Яндекс. Еда» подключился к сборке и доставке товаров для FMCG-ритейлеров.

В июле стала обязательной маркировка лекарств, сигарет и обуви.

За первые пол года онлайн рынок существенно изменился и в лидеры вышли другие компании. «Утконос», X5 Retail Group, «СберМаркет», Ozon, Wildberries, iGooods, «Яндекс. Лавка», «ВкусВилл», «Самокат», «Азбука Вкуса» - вот первая 10 таких игроков. Темпы роста у всех у них были разными, но весьма солидными. «СберМаркет» - в 10 раз, X5 Retail Group - на 370%, «Утконос» – на 85%. В целом в России за этот период онлайн-покупателей стало больше на 40%

У «Магнита» появился новый дискаунтер - сеть «Моя цена».

Своими пунктами выдачи заказов (ПВЗ) обзавелась 5Post.

В августе в Петербурге озвучили печальную цифру - более 400 арендаторов не сумели пережить карантин и прекратили свою деятельность. Несмотря ни на что люди всё равно посещают офлайн-магазины и покупательский спрос постепенно возвращается к до карантинному уровню.

«Перекресток Впрок» - так теперь называется онлайн-супермаркет «Перекресток». Так же он увеличил ассортимент товаров и перечень услуг для своих клиентов.

«Ашан» постепенно свёртывает свою сеть гипермаркетов в России, а «Лента» напротив увеличивает выручку на 9,3% за I полугодие.

В сентябре пришла новость от Минпромторг - ни смотря ни на что сроки обязательной маркировки в России остаются прежними, переноса не планируется.

«Магнит» запустил новый проект - онлайн-аптеку.

Cеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды» решила свернуть торговлю и закрыть все свои магазины.

«Ашан» закрывает свой лучший магазин на Тверской, а сеть «Связной» за время пандемии уменьшилась на 1000 магазинов.

Правительство РФ постановило поднять акцизы на табак и табачные изделия, превышающие уровень инфляции.

С октября действует обязательная маркировка на фототовары и на туалетную воду.

«Магнит» намеревается увеличить до 100 магазинов сеть дискаунтеров «Моя цена», а также открывает суперсторы в различном стиле - шоколадная фабрика, космической и автомобильной тематики.

X5 Retail Group презентовала нового дискаунтера «Чижик».

В России появились постаматы от Alibaba Group.

«Детский мир» обзавёлся своим маркетплейсом.

«Ашан» ни смотря ни на что нарастил Omni-продажи в 6 раз.

«Максидом» приобрёл Castorama.

X5 Retail Group открыла «Пятерочка #налету» - магазин без персонала, а также устанавливает речевых роботов в «Пятерочку» и «Перекресток».

X5 Retail Group - ноябрьский лидер среди крупных онлайн-продавцов продуктов питания. «Утконос», «СберМаркет», Ozon, «ВкусВилл» и «Яндекс. Лавка» - следующие в списке наиболее успешных игроков на данном рынке.

Ozon решил выйти со своими акциями на Nasdaq и на Московскую биржу и весьма успешно - ценные бумаги выросли на 40%, а в денежном выражении они стоят более $7 млрд. На этом Ozon не остановился, выпустив 42,45 млн. новых акций на сумму $1,27 млрд.

«ВкусВилл» открыл пункты сборки и доставки заказов (дарксторы) на своих же площадях в распределительных центрах.

«КООП Маркет» - новая розничная сеть из 52 магазинов в Нижегородской области, созданная владельцами «Дикси», «Бристоль» и «Красное и Белое».

Сеть книжных магазинов «Республика» прекратила своё существование и объявила себя банкротом.

Правительство России в декабре подтвердило продление до конца 2021 года продовольственное эмбарго, при этом добавив в список стран Великобританию и Северную Ирландию.

После высказывания президентом Владимиром Путиным о необоснованности увеличения цен на основные продукты питания: сахар, хлеб, муку, подсолнечное масло и др., ритейлеры объявили о снижении наценки на такие продукты и решимость согласования цен с производителями. Но госрегулирование цен на базовые продукты питания правительством не планируется.

Верховный суд удовлетворил просьбу ритейлеров о не обслуживании покупателей, не носящих маску в магазине.

«Магнит» совместно с группой ВТБ разработал платежный сервис Magnit Pay и успешно его внедрил.

Wildberries намерен приобрести банк «Стандарт-кредит» для создания и продвижения программы лояльности, подарочных карт и расчёта с поставщиками.

«Яндекс. Еда» для доставки товаров стал применять роботов-курьеров.

Премиальная сеть «Алые паруса» перестала существовать.

По итогам 2020 года оборот ресторанного рынка упал на 21,3% и восстановится возможно лишь с середины 2021 года.

В 250 млрд. рублей торговые центры оценили убытки из-за введённых ограничений.

Принят закон, регулирующий единую минимальную цену на табак. Ужесточается ценовая политика на сигареты, вводятся ограничения по скидкам на табачную продукцию.

СДЭК намерен построить сеть самообслуживания OmniCDEK, а к 2025 году по всей стране ввести в строй постаматы пешей доступности.

«Яндекс. Маркет» подсчитал, что спрос на товары к новому году на 150% больше, чем в декабре 2019-го. Из-за сложной ситуации с коронавирусом большинство людей встречало Новый год дома, что способствовало более тщательному украшению жилища, созданию праздничного настроения и атмосферы.

Последние новости

Подпишитесь

на наши новости

Стать партнером

Перезвоните мне

Политика конфиденциальности