Ритейл 2020. Итоги
Ушедший 2020 год для всех выдался весьма богатым на события, причём в большинстве своём со знаком минус. Новости о розничном рынке были не самыми разнообразными и не всегда радостными: локдаун, пандемия, введение маркировки, небывалый рост онлайн торговли. Напомним лишь самые основные моменты ритейла 2020.
По итогам 2019 года лидерами стали торговые сети X5 Retail Group и «Магнит», а «Светофор» впервые вошёл в 10 и занял 3 место.
«Магнит» стал пионером по внедрению цифровой формы договора с поставщиками, что значительно сократило время сверки документов - с 40 до 2 минут.
«Л’Этуаль» стала владельцем 90% уставного капитала «Табер Трейд», которая активно развивает сеть «Подружка».
Аркадий Новиков и Антон Пинский приобрели сеть элитных гастрономов «Глобус Гурмэ».
В феврале в результате плохих новостей о распространении COVID по всей стране в разы выросли цены в рознице на медицинские маски. В основном негативные новости были о Китае, об отказе некоторых российских ритейлеров сотрудничать с китайскими производителями, закупать у них продукцию. Были разговоры об утрате Китаем статуса надёжного поставщика, о превращении его в мировую проблему. В связи с этим отечественный бизнес стал всерьёз искать альтернативные предложения по закупке сырья и продукции в других странах.
Для борьбы с вирусом московские власти стали регулярно проводить дезинфекцию мест массового посещения людей, а также общественный транспорт и такси. Всем ритейлерам, таким как «Пятерочка», «ВкусВилл», «М.Видео» и другим Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством было предписано на постоянной основе дезинфекция торговых площадей, центров, чтобы резко снизить, а по возможности и исключить вероятность распространения эпидемии коронавируса. У онлайн-ритейлеров «Утконос», Wildberries и goods.ru резко повысились объёмы заказов на продукты длительного хранения, а также на бытовую химию, чистящие средства и средства личной гигиены.
DNS анонсировал «Квартет вкусов» - сеть продуктовых магазинов.
На ряд товаров, таких как табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежду, постельное бельё, молочную продукцию, фототовары правительство решило не вводить обязательную маркировку.
Введённая в марте обязательная маркировка на обувь, после нескольких дней работы была перенесена на 1 июля.
«Лента» в своих магазинах защитила своих работников, установкой экранов на кассах и информационных стойках
В связи с резким спросом онлайн покупок ритейлеры значительно увеличили штат сотрудников: iGooods в 2,6 раза, Wildberries объявил о наборе 3,5 тысяч новых работников, а «СберМаркет» решил довести численность сборщиков заказов и курьеров до 10 тысяч человек.
Lamoda и KupiVip стали FMCG-маркетплейсами, значительно расширив ассортимент товаров, в которые вошли и продукты: макаронные изделия, чай, крупы, а также товары первой необходимости. Lamoda к тому же освоила бесконтактную доставку заказов.
«Связной» решил озаботиться здоровьем своих сотрудников, застраховав их от заболеванием COVID.
Путин указом разрешил онлайн торговлю безрецептурных лекарств и объявил с 28 марта по 5 апреля нерабочими днями.
От плана ввести в апреле маркировку молочной продукции решили отказаться и перенести её на 2021 год.
В Москве был введён обязательный пропускной режим с одновременным ограничение работы ряда предприятий.
Президент Путин констатировал снижение более чем на 35% объём розничной торговли.
«Лента» открыла свою сеть онлайн-магазинов, Metro форсировало введение услуги доставки из магазинов и ресторанов. Также к доставке продуктов на дом подключились сети Cofix и «Ашан».
Маркетплейсом стал онлайн-магазин «Всеинструменты.ру», Hoff запустила «Домашний маркетплейс». Бесконтактно доставлять технику решили «Эльдорадо» и «Яндекс.Такси».
«Дикси» внедрила свою экспресс-доставку. X5 Retail Group в Москве организовала быструю доставку товаров из сети «Перекресток».
В I квартале 2020 года «СберМаркет» пятикратно поднял свой оборот, доведя его до ё1,5 млрд. рублей.
Появилась АТКР - ассоциация технологических компаний в ритейле.
6 недель почти вся страна не работала. Этот период завершился в мае. Президент заявил о поддержке семей с детьми в виде денежных выплат, а ИП, малые и средние предприятия, понёсшим значительные убытки от локдауна, освобождаются от налоговых платежей за II квартал 2020 года.
На юго-востоке Москвы «Пятерочка» открыла 7 дарксторов - сервисы для сборки и доставки курьерами заказов.
Компании активно осваивали онлайн-торговлю, причём ни только федерального уровня, но и местного значения, такие как «Красный Яр».
Wildberries стала одним из крупнейших доставщиков продуктов питания.
СП Сбербанка и Mail.ru Group приобрели сервис «Самокат», специализирующийся на доставке продуктов.
За рубежом, в Амстердаме был открыт первый магазин «ВкусВилл».
В апреле 2020 года на 23,4% упал объём розничной торговли по сравнению с показателями годичной давности.
Мэр Москвы в июне снял запрет на работу торговых центров, ресторанов, кафе и фитнес-клубов.
За период локдауна только в центре Москвы закрылось более сотни магазинов и кафе.
Те заведения общепита, кто сумел выжить, сделали это за счёт доставки готовых блюд. К системе Delivery Club в июне было подключено более 20 тысяч ресторанов.
«Яндекс. Еда» подключился к сборке и доставке товаров для FMCG-ритейлеров.
В июле стала обязательной маркировка лекарств, сигарет и обуви.
За первые пол года онлайн рынок существенно изменился и в лидеры вышли другие компании. «Утконос», X5 Retail Group, «СберМаркет», Ozon, Wildberries, iGooods, «Яндекс. Лавка», «ВкусВилл», «Самокат», «Азбука Вкуса» - вот первая 10 таких игроков. Темпы роста у всех у них были разными, но весьма солидными. «СберМаркет» - в 10 раз, X5 Retail Group - на 370%, «Утконос» – на 85%. В целом в России за этот период онлайн-покупателей стало больше на 40%
У «Магнита» появился новый дискаунтер - сеть «Моя цена».
Своими пунктами выдачи заказов (ПВЗ) обзавелась 5Post.
В августе в Петербурге озвучили печальную цифру - более 400 арендаторов не сумели пережить карантин и прекратили свою деятельность. Несмотря ни на что люди всё равно посещают офлайн-магазины и покупательский спрос постепенно возвращается к до карантинному уровню.
«Перекресток Впрок» - так теперь называется онлайн-супермаркет «Перекресток». Так же он увеличил ассортимент товаров и перечень услуг для своих клиентов.
«Ашан» постепенно свёртывает свою сеть гипермаркетов в России, а «Лента» напротив увеличивает выручку на 9,3% за I полугодие.
В сентябре пришла новость от Минпромторг - ни смотря ни на что сроки обязательной маркировки в России остаются прежними, переноса не планируется.
«Магнит» запустил новый проект - онлайн-аптеку.
Cеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды» решила свернуть торговлю и закрыть все свои магазины.
«Ашан» закрывает свой лучший магазин на Тверской, а сеть «Связной» за время пандемии уменьшилась на 1000 магазинов.
Правительство РФ постановило поднять акцизы на табак и табачные изделия, превышающие уровень инфляции.
С октября действует обязательная маркировка на фототовары и на туалетную воду.
«Магнит» намеревается увеличить до 100 магазинов сеть дискаунтеров «Моя цена», а также открывает суперсторы в различном стиле - шоколадная фабрика, космической и автомобильной тематики.
X5 Retail Group презентовала нового дискаунтера «Чижик».
В России появились постаматы от Alibaba Group.
«Детский мир» обзавёлся своим маркетплейсом.
«Ашан» ни смотря ни на что нарастил Omni-продажи в 6 раз.
«Максидом» приобрёл Castorama.
X5 Retail Group открыла «Пятерочка #налету» - магазин без персонала, а также устанавливает речевых роботов в «Пятерочку» и «Перекресток».
X5 Retail Group - ноябрьский лидер среди крупных онлайн-продавцов продуктов питания. «Утконос», «СберМаркет», Ozon, «ВкусВилл» и «Яндекс. Лавка» - следующие в списке наиболее успешных игроков на данном рынке.
Ozon решил выйти со своими акциями на Nasdaq и на Московскую биржу и весьма успешно - ценные бумаги выросли на 40%, а в денежном выражении они стоят более $7 млрд. На этом Ozon не остановился, выпустив 42,45 млн. новых акций на сумму $1,27 млрд.
«ВкусВилл» открыл пункты сборки и доставки заказов (дарксторы) на своих же площадях в распределительных центрах.
«КООП Маркет» - новая розничная сеть из 52 магазинов в Нижегородской области, созданная владельцами «Дикси», «Бристоль» и «Красное и Белое».
Сеть книжных магазинов «Республика» прекратила своё существование и объявила себя банкротом.
Правительство России в декабре подтвердило продление до конца 2021 года продовольственное эмбарго, при этом добавив в список стран Великобританию и Северную Ирландию.
После высказывания президентом Владимиром Путиным о необоснованности увеличения цен на основные продукты питания: сахар, хлеб, муку, подсолнечное масло и др., ритейлеры объявили о снижении наценки на такие продукты и решимость согласования цен с производителями. Но госрегулирование цен на базовые продукты питания правительством не планируется.
Верховный суд удовлетворил просьбу ритейлеров о не обслуживании покупателей, не носящих маску в магазине.
«Магнит» совместно с группой ВТБ разработал платежный сервис Magnit Pay и успешно его внедрил.
Wildberries намерен приобрести банк «Стандарт-кредит» для создания и продвижения программы лояльности, подарочных карт и расчёта с поставщиками.
«Яндекс. Еда» для доставки товаров стал применять роботов-курьеров.
Премиальная сеть «Алые паруса» перестала существовать.
По итогам 2020 года оборот ресторанного рынка упал на 21,3% и восстановится возможно лишь с середины 2021 года.
В 250 млрд. рублей торговые центры оценили убытки из-за введённых ограничений.
Принят закон, регулирующий единую минимальную цену на табак. Ужесточается ценовая политика на сигареты, вводятся ограничения по скидкам на табачную продукцию.
СДЭК намерен построить сеть самообслуживания OmniCDEK, а к 2025 году по всей стране ввести в строй постаматы пешей доступности.
«Яндекс. Маркет» подсчитал, что спрос на товары к новому году на 150% больше, чем в декабре 2019-го. Из-за сложной ситуации с коронавирусом большинство людей встречало Новый год дома, что способствовало более тщательному украшению жилища, созданию праздничного настроения и атмосферы.
Последние новости
С 1 января 2025 года новые ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5% и 7% должны быть указаны в кассовых чеках организаций и предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, в соответствии с нормами Федерального закона № 176-ФЗ.
О необходимости индивидуального подхода к работе с клиентами сказано уже немало. Однако немногим удается реализовать его таким образом, чтобы не только соблюсти коммерческие интересы контрагентов, но и открыть новые направления взаимодействия.
Логистический оператор «Деловые Линии» отмечает значительный рост спроса на доставку малогабаритных грузов по итогам первого полугодия 2024 года.
Согласно оценкам экспертов, дефицит складских площадей в Москве, Московской области и регионах сохранится еще как минимум 2–3 года. По итогам 5 месяцев 2024 года компания IBC Retail Estate отмечает преобладание сделок built-to-suit над спекулятивными объектами, которые не покрывают высокий уровень спроса.
По итогам первого полугодия 2024 года расчётный показатель операционной прибыли (EBITDA) «Почты России» по Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) вышел в положительную зону впервые с 2019 года и составил 101 миллион рублей. Для сравнения, в аналогичном периоде 2023 года был зафиксирован убыток в размере -3,2 миллиарда рублей.
Зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов обратился в Минпромторг и к главе кабмина Михаилу Мишустину с предложением распространить цифровой контроль на продукцию от производителей чая.
В августе 2024 года средняя стоимость букета цветов в России составила 1788 рублей, что на 26% выше, чем годом ранее. Больше всего на цветы тратят жители Москвы, где средняя цена букета составляет 2307 рублей.
«Почта России» провела анализ экспортных потоков за первое полугодие 2024 года и обнаружила, что количество отправлений в Китай увеличилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
на наши новости