Логистика 2020-2021. Общие тенденции и ситуация в мире
Пандемия COVID-19 привнесла существенные перемены на мировой рынок. В частности, пострадала сфера логистики. Давайте рассмотрим, что же происходит в логистической отрасли в период распространения пандемии?
Пандемия сильно ударила по мировой логистике и обеспечению поставок сырья, а также готовой продукции. Кризис инициировал дисбаланс грузопотоков, произошедший из-за изменения спроса, приостановки работы производственных организаций и определенных ограничений. В связи со сложившейся ситуацией, правительство стран совместно с международными компаниями должны присвоить наивысший приоритет поддержки для обеспечения непрерывности и стабильности цепочек поставок.
Ключевые международные логистические тенденции:
1. Снижение грузопотока во всём мире.
2. Отсутствие определенных правил и конкретных действий в период пандемии.
Давайте разберем ситуацию, которая сложилась в сфере логистики в разных точках нашего мира.
Логистика в Китае.
Первым пострадавшим в период пандемии оказался Китай, где огромные потери понесли все виды перевозок. Однако, на данный момент, пик распространения коронавируса завершен, и грузопоток в другие страны понемногу начинает восстанавливаться. Во время распространения СOVID-19 железнодорожный транспорт стал ключевым игроком, используемым для осуществления перевозок. В тяжелый период с его помощью перемещали медицинские грузы. Эффективную работу, в период пандемии, показали и китайские таможенные службы, где сократилось время оформления грузов, а также были открыты «зелёные коридоры» для медицинских грузов. В настоящее время, грузоперевозки медленными темпами начинают восстанавливаться, но полностью работа до сих пор не налажена.
Логистика в ЕС
Экономика всех стран, входящих в Евросоюз, претерпевает существенные потери. Грузоперевозки частично закрыты. В странах действуют конкретные ограничения. Резко уменьшилось количество потенциальных клиентов, а количество заболевших с каждым днём продолжает увеличиваться. По данным экспертов европейский рынок грузоперевозок из-за пандемии упадёт более чем на 40 %.
Правительство европейских государств начинают вводить различные преференции в интересах ключевых игроков отрасли логистики.
Рассмотрим основные логистические тренды, действующие сейчас на территории Евросоюза:
– Заметное снижение объема перевозок
– Пустые дороги из-за режима самоизоляции
– Снижение ставок внутри европейских стран
– Отменены некоторые ограничения.
Логистика на территории Украины
В настоящее время отрасль логистики несёт серьезные потери, как на территории зарубежных стран, так и в Украине. Возникли ощутимые трудности с перевозкой продовольственных товаров и продуктов аграрного хозяйства. Заблокированными оказались морские транспортные перевозки. Как и во всём мире, огромные потери несут авиационные транспортировки.
Логистика в России
В этот непростой период, логистические организации, зарегистрированные на территории РФ, находятся в не самом лучшем своем положении. Особенно крупные убытки несёт сектор авиации, который фактически приостановил логистическую деятельность. В плачевном положении находятся транспортные компании. Общей тенденцией считается сдвиг грузопотока на ж/д транспорт.
В каком же положении находятся логистические организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации?
Всем давно известно, что основные потоки товаров приходят из источников – Евросоюз и Китай, которые понесли существенные потери в связи с развитием и распространением COVID-19. На данный момент улучшений в сферах автомобильных, авиа и морских перевозок не прослеживается. Правительство РФ ввело вспомогательные меры для оказания помощи логистическим организациям. К таким мерам можно отнести: отсрочку по оплате кредитов, а также временную отмену арендной платы. Из-за усиления карантинных мер возникают различные трудности при прохождении таможни и, как следствие, модифицируются логистические цепочки интернациональных транспортировок, увеличивается внутренний трафик.
Логистика в России в цифрах.
По данным экспертов, ориентировочные потери в транспортный отрасли составили больше 200 000 000 000 руб. В случае, если этапы снятия ограничений будут проходить в более высоком темпе, сумма может уменьшиться
Авиаперевозки
Наиболее пострадавшими из-за пандемии оказались авиакомпании и аэропорты. По мнению многочисленных экспертов, их потери составляют более 250 миллиардов рублей. В особенности пострадало направление международных перевозок. Расписание рейсов на данный момент нестабильно и меняется в зависимости от текущей ситуации в мире. Те авиационные компании, которые продолжают функционировать согласно чартерному расписанию, применяют повышенный коэффициент на свои тарифы (2-3 раза). Ранее популярные дальневосточные грузы отдают предпочтение автомобильным магистральным перевозкам, а не авиадоставкам.
Железнодорожные перевозки
Спад коснулся и отрасль железнодорожных транспортировок. Но в отличие от авиаперевозок, здесь наблюдается положительная динамика. На фоне экономического спада открытое акционерное общество «Российские железные дороги» приняло невиданные ранее меры для стимулирования перевозок скидками: более 40 % на общественно ценные грузы в крытых вагонах. На сегодняшний день, потихоньку начинает восстанавливаться грузовой поток в азиатские страны.
Морские перевозки
Наверное, морские перевозки можно отнести к наименее пострадавшей отрасли. Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире, в сегменте контейнерных перевозок наблюдается положительная динамика. Однако нестабильная ситуация в пограничных пунктах оказывает определенное негативное влияние на морские перевозки.
Автоперевозки
Не обошла пандемия стороной и сегмент автоперевозок. На данный момент наблюдается повышение ставок почти вполовину, а также отмечается увеличение сроков перевозки из-за огромных очередей на границе. В целом, можно отметить и то, что из-за увеличения курса валюты, многие компании отказываются обновлять автопарк, что приводит к росту спроса на ремонт транспортных средств. Самым сложным направлением для российских перевозчиков остается Италия, так как многие водители просто отказываются ехать в эту страну.
Умение стремительно адаптироваться к меняющимся обстоятельствам сможет помочь быстро прийти в норму многим компаниями после пандемии. Несомненно, что существуют тенденции, которые будут оказывать влияние на область логистики независимо от ситуации в мире.
Рассмотрим их:
1. Демпинговые цены.
Бесконечная борьба за потенциальных клиентов, порождает появление ценового демпинга, так как большинство транспортных средств простаивает из-за уменьшения нагрузок.
2. Выживает сильнейший.
В связи с распространением пандемии, большинство мелких и средних организаций покинут сферу логистики. На плаву смогут удержаться сильные игроки, т.е. те, кто успел накопить средства. За время пандемии произойдёт большое количество банкротств, слияний и поглощений.
3. Коллаборации, объединения.
Большинство логистических компаний предпочитают в период пандемии объединять свои силы и разрабатывать эксклюзивные предложения, благодаря которым они могут усилить свои позиции на рынке, а также привлечь потенциальных клиентов. Данные коллаборации помогают преодолеть кризис с наименьшими потерями.
4. Рост спроса на ремонтные услуги.
Рост курса валют привел к тому, что многим логистическим компаниям становится не выгодно покупать новые транспортные средства, что порождает рост спроса на ремонтные услуги и техническое обслуживание.
5. Уменьшается спрос на «партии доставляемых грузов» и растёт спрос на услугу «сборные грузы».
Высокий спрос наблюдается на сборные грузы из стран Евросоюза.
6. IT-революция.
Если до случившегося кризиса в сфере логистики об оптимизации и диджитализации просто говорили, то распространение COVID-19 побудило начать действовать. В сфере логистики началась электронная революция.
7.Мобильные перевозчики.
Грузовладельцы нуждаются в полном спектре услуг с возможностью доступа с мобильного устройства. Таким образом, клиент сможет заказать перевозку на цифровой платформе, всего лишь нажав на кнопку в телефоне. Отрасль «мобильные перевозчики» – шаг в будущее. Уже сейчас мы можем отметить успешные и востребованные компании, которые обладают высоким сервисом.
8. В условиях кризиса начали развиваться внутренние рынки.
Угроза повторного закрытия границ или возникновения следующей волны пандемии привело к тому, что часть товаров, которые ранее закупались заграницей, производители теперь пытаются произвести в своей стране.
9. Аутсорсинг.
Многие логистические компании передают свои непрофильные услуги на аутсорсинг, что позволяет им снизить фонд оплаты труда и сэкономить время.
10. Спрос на доставку в отдалённые точки.
На данный момент широкое распространение приобрела доставка широкого диапазона товаров повседневного потребления в отдалённые посёлки.
11. Беcконтактная курьерская доставка.
Распространения COVID-19 по всему миру внесло свои корректировки в привычную жизнь и заставило ритейлеров находить новые способы передачи товаров. Одним из таких популярных способов стала бесконтактная курьерская доставка, которая гарантирует заботу о здоровье получателя и отправителя. В выигрыше останутся такие компании, которые сумеют представить максимально безопасную возможность передачи товаров.
12. Автопилотные доставки.
Ещё одной идеей бесконтактной доставки, пришедшей к нам из Азии, является доставка посылок дронами. Однако, на территории Российской Федерации, такая идея в жизнь пока не воплощена.
13. Удалённая работа.
Как показала практика, многие компании могут работать удалённо, что поможет организовать прозрачный и отлаженный бизнес-процесс.
14. Логистические компании продолжат соблюдать санитарные нормы в целях безопасности, а также производить дезинфекцию оборудования и транспорта.
15. Выявляются новейшие возможности для жд перевозок.
Снятие пассажирских поездов даст возможность освободить расписание с целью курсирования грузовых составов.
16. Появляется тенденция на проведение мероприятий в логистической сфере в формате онлайн, так как такой формат показывает высокую эффективность.
17. Антикризисный план.
Опыт, полученный во время пандемии, заставит высшее звено разработать план на случай очередного кризиса и сформировать подушку безопасности.
18. Легче всего пережить кризис будет тем компаниям и сотрудникам, которые работают на последней мили.
Выход из кризиса.
Из-за пандемии логистические отрасли, как и многие другие, понесли определённые потери. Для восстановления и возвращения привычного объёма спроса необходимо получить меры поддержки. Транспортная логистика страдает. Финансовый запас прочности у авиакомпаний и транспортных компаний подходит концу. Наименьшие потери понесли ж/д перевозчики, которые являются эффективными перевозчиками при доставке товаров между Россией, странами Евросоюза и Китая в неопределенных условиях. Да и в целом, железная дорога является одним из ключевых путей для обеспечения бесперебойной торговли.
Для того чтобы логистическая отрасль понесла наименьшие убытки, в настоящее время активно внедряются меры государственной поддержки.
Такими мерами может служить:
– снижение пошлин на ввоз товара
– снижение ставки НДС на запасные части
– отмена дорожного сбора
– налоговые каникулы
– освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налоговых сборов.
Таким образом, чтобы преодолеть текущий кризис и остаться на плаву, необходимо разобраться во всех доступных мерах поддержки. Не лишним будет разработать определённый план действий для выхода из кризиса. Уже понятно, что мир после пандемии станет другим, однако, те организации, которые смогут адаптироваться к быстро меняющимся условиям и усилить свои позиции - смогут выйти из кризиса победителями.
Последние новости
С 1 января 2025 года новые ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5% и 7% должны быть указаны в кассовых чеках организаций и предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, в соответствии с нормами Федерального закона № 176-ФЗ.
О необходимости индивидуального подхода к работе с клиентами сказано уже немало. Однако немногим удается реализовать его таким образом, чтобы не только соблюсти коммерческие интересы контрагентов, но и открыть новые направления взаимодействия.
Логистический оператор «Деловые Линии» отмечает значительный рост спроса на доставку малогабаритных грузов по итогам первого полугодия 2024 года.
Согласно оценкам экспертов, дефицит складских площадей в Москве, Московской области и регионах сохранится еще как минимум 2–3 года. По итогам 5 месяцев 2024 года компания IBC Retail Estate отмечает преобладание сделок built-to-suit над спекулятивными объектами, которые не покрывают высокий уровень спроса.
По итогам первого полугодия 2024 года расчётный показатель операционной прибыли (EBITDA) «Почты России» по Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) вышел в положительную зону впервые с 2019 года и составил 101 миллион рублей. Для сравнения, в аналогичном периоде 2023 года был зафиксирован убыток в размере -3,2 миллиарда рублей.
Зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов обратился в Минпромторг и к главе кабмина Михаилу Мишустину с предложением распространить цифровой контроль на продукцию от производителей чая.
В августе 2024 года средняя стоимость букета цветов в России составила 1788 рублей, что на 26% выше, чем годом ранее. Больше всего на цветы тратят жители Москвы, где средняя цена букета составляет 2307 рублей.
«Почта России» провела анализ экспортных потоков за первое полугодие 2024 года и обнаружила, что количество отправлений в Китай увеличилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
на наши новости