
Изменения в поведении FMCG-покупателей в 2024 году
Глубокая трансформация российского потребительского рынка меняет и потребительское поведение, которое, в свою очередь, зависит от специфики форматов и каналов продаж. На главной пленарной дискуссии выставки продуктов питания WorldFood Moscow – 2024 эксперты крупнейших FMCG-ритейлеров пытались ответить на вопрос, кто же он, современный покупатель розничных торговых сетей?
Покупатель хотел бы иметь максимальную ширину и глубину ассортимента при высоком качестве и низкой цене. Совместить эти параметры, очевидно, невозможно, но вот найти баланс можно попробовать. При его поиске необходимо исходить из специфики потребительского поведения, а оно достаточно динамично меняется.
Юрий Семенов, генеральный директор «Дикси», выделяет два фундаментальных фактора, которые будут в ближайшее время менять модель потребления. Первый фактор – это экономика. У людей становится больше денег, и они закономерно готовы их больше тратить, в том числе и на продукты питания.
С демографией сложнее. С одной стороны, в стране происходит старение населения, снижается рождаемость, а количество семей, которые состоят только из одного человека, растет с каждым годом. На сегодняшний день таковых уже 40%, причем за последние шесть лет эта цифра увеличилась на 10%. Модель потребления у таких людей иная. Например, они не покупают продукты на неделю на всю семью, а совершают покупки «здесь и сейчас».
С началом всех пертурбаций последних лет в экспертном сообществе преобладало мнение, что покупатель переходит к экономной модели поведения, а «первые цены» начинают если не преобладать, то во всяком случае занимать существенную долю в его потребительской корзине. Такой потребитель сравнивает цены, посещает в поисках лучших предложений несколько магазинов, отказывается от более дорогих и качественных товарных позиций в пользу более компромиссных предложений. Эти тенденции, начавшиеся в пандемию, стали особенно заметны после 2022 года.
Однако сегодня ситуация меняется на глазах. Переход к премиум-сегменту также возможен, особенно среди тех, кто может себе позволить более дорогие и качественные товары. Таким образом, современный рынок требует гибкости и адаптации к новым реалиям потребительского поведения.
Последние новости

Кофейный рынок продемонстрировал значительный рост цен. Особенно заметно подорожала робуста, стоимость которой увеличилась на 50% за последний месяц. Не отстает и арабика, показавшая рост на 29%. Параллельно с кофе существенный рост продемонстрировали другие сельскохозяйственные товары: сахар и соевые бобы подорожали на 4,9% каждая.

В первом полугодии 2025 года на рынке складской недвижимости России наблюдается существенное снижение активности. Общий объем сделок составил 1,7 миллиона квадратных метров, что на 51% меньше показателя аналогичного периода прошлого года, когда этот показатель достигал 3,4 миллиона квадратных метров.

Федеральная налоговая служба в письме от 27 августа 2025 года № АБ-4-20/7882@ сообщила о неизменности сроков вступления в силу обновленных требований к оформлению фискальных документов. Изменения, предусмотренные приказом ФНС от 26 марта 2025 года № ЕД-7-20/236@, начнут действовать с 1 сентября 2025 года.

На пищевых предприятиях существует серьезная угроза от различных видов вредителей, среди которых можно выделить насекомых, грызунов и птиц. К насекомым относятся тараканы, муравьи, моль, жуки и мухи. Грызуны представлены крысами и мышами, а среди птиц встречаются различные виды, способные проникать на территорию предприятия.

Искусственный интеллект стремительно проникает в сферу корпоративного управления. Согласно последним исследованиям, подавляющее большинство компаний (86%) планируют делегировать ИИ часть управленческих функций уже к 2030 году.

В первом полугодии 2025 года на рынке фэшн-ритейла наблюдается заметное снижение активности пользователей в сегменте масс-маркета. Показатель уменьшился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средний чек в ресейле продолжает оставаться выше масс-маркета на 21%, хотя разрыв постепенно сокращается — в первом полугодии 2024 года превышение составляло 32%.

Исследование показало, что частота заказов в сервисах доставки продуктов существенно различается среди пользователей. Лишь небольшая часть клиентов — 13% — оформляют заказы ежедневно.

В сфере розничной торговли грядут серьезные изменения. Автоматизированная система штрафов будет работать по принципу дорожных камер фиксации нарушений. При попытке продать товар с истекшим сроком годности система автоматически зафиксирует нарушение и направит штраф юридическому лицу.
на наши новости