Чем запомнился 2022 год в ритейле?
Уход ряда брендов с рынка, разрывы многих торговых связей, активное развитие параллельного импорта, значительные изменения всей отрасли – завершился самый непредсказуемый год за последние пару десятилетий.
Февраль – крупные сделки и рост интернет-продаж почти на 12%, перенаправление усилий сети Ашан, введение маркировки медицинских изделий и многое другое. Но 24 февраля после начала СВО обрушивается российский рынок, акции российских ритейлеров суммарно теряют почти 30% стоимости, платежные системы перестают сотрудничать с российскими банками, а грузоперевозки частично остановились. Ряд зарубежных брендов приостановили деятельность на территории России, а многие магазины стали испытывать нехватку товаров.
В марте ситуация ухудшилась, с рынка ушли несколько десятков брендов, а россияне стали закупаться товарами первой необходимости настолько активно, что на некоторые товары пришлось ввести ограничения по количеству. Появились сведения о национализации иностранных компаний, а некоторые страны ограничили покупки российских товаров. При этом процесс внедрения маркировки добрался до БАДов, а крупные продуктовые магазины инвестировали огромные средства в рост сети. Запрещена реклама в двух социальных сетях.
В апреле продолжился уход брендов с российского рынка, в то время как китайские компании начинают открывать магазины одежды и обуви в России, а Лента за 4 месяца открыла 50 новых магазинов по стране.
Май прогремел новостью о появлении «Вкусно и Точка», турецкие бренды приготовились к внедрению на российский рынок, а доллар вернулся к доковидным 68-70 рублям.
Летом в России сняли все ковидные ограничения, а во всех отраслях торговли активно развернулся параллельный импорт. Товары покупали, рестораны и кафе отметили рост оборота, а доля российских производителей на рынке выросла до 83%. Продолжился уход иностранных компаний из России, а местные крупные сети начали активно расти: X5 Group скупили магазины Подружка, Яндекс и Ozon получили государственное финансирование, а Wildberries привез в Россию более 200 турецких брендов одежды.
Осенью отметили свой рост алкомаркеты «Красное и Белое» и «Винлаб», только за сентябрь из сети стали больше на 2500 магазинов. Лента +82 магазина, Гулливер +62% торговых площадей. После частичной мобилизации фондовый рынок отметил еще одно крупное падение всех российских компаний, а зарубежные компании, которые не передали магазины после хода, стали массово получать судебные иски. Этот квартал стал самых провальным для российских ритейлеров, но при этом Wildberries за 9 месяцев 2022 года увеличили оборот на 95%.
В декабре появилась информация, что появятся ограничения наценки на продукты первой необходимости, а российские ритейлеры впервые запустили поставки алкоголя из-за границы с помощью параллельного импорта.
В целом, после закрытия магазинов и ухода ряда брендов, на рынке труда остались без работы тысячи специалистов, но сказать, что это был полностью провальный год – это будет неправда.
Последние новости
На фоне роста реальных располагаемых доходов покупателей, высокого индекса покупательского оптимизма и улучшения ассортимента товаров в 2024 году можно ожидать продолжения роста потребительской активности, увеличения объемов продаж и инвестиций в ритейл. Возможно также развитие новых форматов магазинов, расширение онлайн-торговли и улучшение качества обслуживания покупателей. Однако, эти прогнозы могут измениться в зависимости от экономических и геополитических факторов, которые будут преобладать в 2024 году.
Портрет поколения Z в целом похож на среднестатистический: это омниканальный, рациональный и склонный к экономии покупатель. Однако, в отличие от более взрослой аудитории, зумеров отличает особая лояльность к любимым маркам.
Для оптимизации мерчандайзинга и промомеханик существует ряд инструментов и методов, которые помогают улучшить эффективность и результативность торговых акций.
Если у вас уже есть 10 партнеров или более и вы регулярно работаете с ними, то создание портала для работы с поставщиками может значительно облегчить вашу жизнь и работу. Это не только сократит время, затрачиваемое на управление отношениями с поставщиками, но и поможет улучшить коммуникацию между всеми сторонами. В результате, вы сможете увеличить эффективность работы и улучшить качество вашего сервиса для клиентов.
Разработчик e-commerce решений Aero и Retail Business Russia провели серию опросов и глубинных интервью с крупнейшими игроками российского ритейлера. Вот основные результаты исследования.
Наш ассортимент оливковых масел стал еще богаче. В бренд-портфель вошла продукция компании “Vegetelle”.
По итогам ноября 2023 года, сфера розничной торговли заняла четвертое место среди отраслей с наибольшим числом вакансий, причем за год число вакансий в этой сфере увеличилось на четверть.
В 2023 году Россия стала крупнейшим импортером мандаринов в мире, импортировав 406 тысяч тонн мандаринов за первые 9 месяцев года.
на наши новости